icon__time_white.png Часы работы: пн.-пт. с 9:00 до 18:00
icon__mes_white.png sales@gst-it.ru Оставить заявку

Цифровая трансформация. Что это?

О цифровой трансформации говорят много, но мало кто может представить себе, что это такое.

Мы запускаем цикл статей о цифровой трансформации, в котором разберем основные сложности и направления этого процесса.

Но для начала нужно разобраться с фундаментальным вопросом: чем цифровая трансформация (ЦТ) отличается от цифровизации бизнеса.

Смена технологий

 bert-brrr-Zd6PL6PSW5E-unsplash.jpg

Всего сорок-пятьдесят лет назад в любой организации стоял шум пишущих машинок. Машинистка была важным человеком, потому что от скорости и аккуратности её работы зависело, когда будет готов документ.

Машинки менялись. На смену громоздким механическим Underwood пришли легкие электрические Olivetti. Однако менялся сам инструмент, а не принцип его работы. Если ты совершил ошибку или опечатку, то страницу приходилось перепечатывать заново. Или вносить некрасивые пометки.

Когда появились офисные IBM PC, пишущие машинки ещё долго оставались важным рабочим инструментом. Но работать на компьютере было проще: ошибки можно было исправить без помарок, заменить сразу несколько слов, быстро сделать аккуратную таблицу и так далее.

Внедрение компьютеров вместо пишущих машинок — это цифровизация бизнеса. Но ещё не цифровая трансформация.

Затем появились системы электронного документооборота, которые позволяли внести правки и согласовать документ без распечаток, но это был ещё один этап цифровизации.

Теперь мы можем формулировать, что же такое цифровизация бизнеса — внедрение программных и аппаратных средств для повышения эффективности текущих процессов.

Технология как основа

Современные компании, особенно сетевые, должны иметь сильную IT-составляющую. Например, банки становятся IT-компаниями с дополнительными финансовыми функциями.

Самый яркий пример технологии как основы — сеть “Додо Пицца”. Основатель компании Фёдор Овчинников часто говорит в интервью, что основа его бизнеса — система управления “Додо ИС”. Она собирает информацию о заказах, клиентах, процессе производства, складских остатках. Она же предупреждает, что в такой-то точке заканчиваются определенные продукты и нужно сделать закупку.

“Додо ИС” работает в каждой отдельной пиццерии, к ней имеет доступ руководство. Есть у неё и другие интересные особенности.

Например, обновилось меню. Появился новый молочный коктейль или пицца. Раньше это означало серьёзные затраты: нужно подготовить новые макеты меню над экраном, распечатать, доставить в города, вызвать мастеров для монтажа. В итоге внедрение нового продукта могло занимать недели — клиенты просто не знали о нём, потому что не видели его в меню над кассой.

В “Додо ИС” можно поменять меню в десятках ресторанов одновременно. Конечно, это не уникальная функция, однако она хорошо показывает как сочетание системы управления (программа) и экрана (устройство) может экономить средства компании.

На примере “Додо ИС” можно сформулировать и определение цифровой трансформации — внедрение программных и аппаратных средств для изменения процессов и создания новых.

Так что разница между цифровизацией и ЦТ также глубока, как между косметическим ремонтом и реконструкцией.


ivan-torres-MQUqbmszGGM-unsplash.jpg


Основа цифровой трансформации

Теперь можно подробно поговорить о сути ЦТ. В её основе — данные, средства их получения и обработки.

Допустим у компании по продаже одежды есть база клиентов. Для работы с ней купили более мощный сервер, менеджеры стали быстрей выполнять задачи. Но это ещё не ЦТ. Трансформация начинается, когда клиентскую базу начинают изучать.

Программисту поручили написать скрипт, который обработал базу и разделил клиентов по нескольким критериям.

И тут выяснилось, что у многих покупателей есть дети, а часть живет в районе с плохими дорогами. Это значит, что в ассортимент можно добавить детскую одежду и резиновые сапоги, калоши, средства по уходу за обувью.


jen-theodore-6D7KIwGW8p0-unsplash.jpg


На следующем этапе начинаются персонализированные рассылки с подборками товаром и таргетированная реклама, что повышает лояльность покупателей и продажи в целом.

Это простой пример, который, однако, наглядно показывает, что данные должны жить, их нужно не только генерировать, но и обрабатывать.

Если вы не изучаете данные, то считайте, что у вас их нет.

А вот более реальный пример. В Самаре была сеть магазинов игрушек, которая по количеству точек могла составить конкуренцию крупному федеральному игроку. Однако в компании не было единой базы, каждый магазин был автономным. Можно ли в этих условиях быть эффективным? Нет. Сейчас у компании осталось 13 точек по области, но вспоминают об этой сети уже нечасто.

В чем ошибка? У компании не было центра сбора данных, что затормозило её развитие. И у них до сих пор нет сайта.

Цифровая трансформация — это набор процессов для получения и обработки данных. Какие программы и устройства вы будете для этого использовать, зависит от специфики вашей компании. Но выигрывают все: клиенты получают больше услуг, вы оптимизируете затраты и можете открывать новые направления с предсказуемым результатом. а и работа сотрудников становится более прозрачной.

Ваш уровень данных

Компания Fujitsu сегодня уделяет много внимания цифровой трансформации. Для неё это скорей философия, чем направление бизнеса, поскольку нет никаких готовых рецептов ЦТ, а каждый случай по сути уникален.

Fujitsu подготовили таблицу, по которой вы можете определить насколько качественно компания работает с данными.

Ключевой императив Тест Уровень 1. Голод данных Уровень 2. Данные поддерживаются Уровень 3. Данные улучшаются Уровень 4. Управление данными
Культура и образ мышления Отношения к инвестициям в IT Неизбежные затраты Инструмент для опреативной эффективности Инструмент для создания бизнес-перимуществ Стратегическая бизнес необходимость
Роль данных Записи хранятся и соотвествуют требованиям Оптимизация бизнес-операций Создание бизнес-преимуществ каждый день Стратегическая бизнес необходимость
Распространение данных Полная закрытость Данные предоставляются по запросу Публикация или превентивное распространение Данные — это бизнес-актив
Обучение и производство Нет фокуса Централизованный процесс Принципиальная основа Фокус на данных как на образе мышления
Опыт пользователя Стоимость инфомрации Практически отсутствует Данные к текущему моменту времени, но частично устаревшие Данные к текущему моменту с ориентацией на будущее Сбор и обработка в текущем времени с системой оповещений
Доступ к механизмам Отчеты в PDF или бумажные Данные доступны в офисе по запросу Веб или мобильный портал Бесшовное встраивание в процесс
Согласованность данных Невозможно опредлеить На уровне приложений На уровне бизнес-подразделения На уровне организации
Опора на IT-команду Делает всё Работает по запросам, имеет набор шаблонных действий Обеспечивает подготовку данных Пользователи свободно работают с данными
Инфраструктура и система Стратеги и управление Неизвестно кому принадлежат данные Данные принадлежат IT-команде Перекрестная работа отделов Данные открыты для всех сотрудников
Безопасность и отвественность за риски Неизвестно Отвественна IT-команда Отвественны операционные менеджеры Ответсвенность несет компания
Безопасность и предотвращение рисков Реагирование после инцидентов Система низкого уровня предупреждения Интеграция в приложения Интеграция в АПК хранения и обрбаотки данных
Качество и целостность данных Проверка только после возникновения проблем В случае больших перемен Регулярная проверка Непрерывное управление
Регулирование данных Фокус на системные инвестиции Традиционные физические носители Предпосылки к виртуализации Виртуализация и выборочное использование облаков Интегрировано гибридное облако или есть мультиоблачность
Архитектура хранения Выделено под приложение Платофрмы коллективного хранения Машстабируемое гиперконвергентное хранилище Интегрированная и распредленная
Подход к управлению Ручной На основе скриптов Управляемая автоматизация Автоматизация и оптимизация
Контроль доступа Пароль Мультифакторная аутентификация Пользовательские и фоновые режимы защиты Анализ поведения и аномалий

Эта таблица очень важна, поскольку позволяет определить не только направления для ЦТ, но и болезненные точки.


tobias-fischer-PkbZahEG2Ng-unsplash.jpg


Давайте проведем эксперимент и представим, что эту таблицу увидел директор какой-либо фирмы и решил пройтись по ней. Он может составить приблизительно такую таблицу:

Вопрос Ответ Последствия
Все отчеты продавцов поступают каждый день на почту и дальше руководители отделов сводят их в одну таблицу. В итоге я узнаю данные только утром на планерке. Можно ли ускорить процесс? Да. Нужна CRM. В компании появляется CRM, которая собирает и фильтрует данные. В итоге можно видеть сильных продавцов или непопулярные товары.
У нас склад регулярно срывает поставки. Как улучшить его работу? Необходимо делиться данными с отделом закупок, чтобы они видели потребности. Улучшение работы склада, снижение затрат на закупки и содержание редкоиспользуемых товаров и материалов.
Наш торговый представитель сломал ногу и не может теперь ходить в офис и к клиентам. Но он хороший специалист. Как вернуть его в строй? Настроить ему удаленный доступ как минимум к прайсам и номенклатуре, образцам договоров. Как минимум переложить их в облако. Дорогой специалист не теряет работу и навыки, в удаленном режиме он может наладить контакты с другими городами.
Недавно у конкурентов затопило архив перед проверкой. Теперь у него проблемы. Можно ли их избежать? Да, конечно. Конечно, физические копии документов иногда важней электронных копий, но можно хранить сканы, причем хранить их в офисе на специальном компьютере и дублировать в закрытое облако. Нужные данные теперь хранятся в нескольких копиях и в случае чего всегда можно воспользоваться ими.
Новые сотрудники долго раскачиваются. В чем может быть причина? Возможно в том, что им нужно найти необходимые данные и стандарты в запутанной системе папок на сервере. И ещё тратится время на коммуникацию с более опытными коллегами, ведь нужно спросить, где и что лежит. Появление понятной структурированной онлайн-платформы позволяет сотрудникам находить данные быстро и с минимальными коммуникациями. Ускоряется и удешевляется их обучение.

С помощью таблицы от Fujitsu можно задать множество таких вопросов, а потом найти ответы с помощью специалистов.

Первые итоги

Мы заканчиваем первую часть рассказа о цифровой трансформации. Нужно подвести итоги.

  1. Цифровая трансформация — это не только закупка оборудования. В первую очередь это перестройка или создание процессов при помощи оборудования и программного обеспечения.

  2. Цифровая трансформация — залог роста и эффективности. Чем больше вы знаете о компании, тем точнее будут ваши прогнозы, а решения более обоснованными.

  3. Цифровая трансформация доступна компаниям любого уровня и отрасли. Пример “Додо Пиццы” мы привели не просто так. Их система управления бизнесом была в основе работы и только потом печки и холодильники. “Тинькофф” — полностью цифровой банк, который отказывается даже от выдачи пластиковых карт.

  4. Цифровая трансформация — данные, данные, данные. Вы можете получать их в огромном количестве, но гораздо важней научиться работать хот бы с небольшим объёмом. Даже информация о расходе электричества может стать важной строкой экономии.

  5. Цифровая трансформация — это не страшно, но может быть болезненно. Ломать процессы, переучиваться. Но это неизбежно.

В любом случае мы готовы прийти к вам на помощь, вникнуть в ваши процессы и вместе составить стратегию ЦТ, подобрать оборудование, программы и настроить работу.

Мы сами проходим через трансформацию и потому с удовольствием готовы поделиться опытом.


Ответим на ваши вопросы в течение одного дня!
sales@gst-it.ru
Время работы: с 9 до 18
С понедельника по пятницу
Оставить заявку